ГОУ РК "РЦО"
г. Сыктывкар
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    1. Читательская грамотность.
    2. Математическая грамотность.
    3. Естественно-научная грамотность
    4. Финансовая грамотность
    5. Креативное мышление
    6. Глобальные компетенции

    Документы

    Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности


    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    Мероприятия по функциональной грамотности

    Осенняя сессия «Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников».
    14 октября 2024, 08:30

    Учащиеся УКП «РДБ» под руководством учителя информатики О.Ю. Мазановой в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» приняли участие в осенней сессии онлайн-уроков, организованных Банком России.
    Основы финансовой грамотности и планирования семейного бюджета.
    04 июня 2024, 19:30

    Мероприятие для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Подведены итоги республиканского конкурса методических  разработок по функциональной грамотности «Учим и учимся для жизни».
    31 мая 2024, 13:30

    Учителя ГОУ РК «РЦО» приняли активное участие в республиканском конкурсе методических разработок по функциональной грамотности «Учим и учимся для жизни».
    Весенняя сессия онлайн-уроков по финансовой грамотности.
    07 мая 2024, 13:21

    С января 2024 г. запущена весенняя сессия онлайн-уроков по финансовой грамотности, которые проводятся Банком России для учащихся общих и средних образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (ПОО), организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Учащиеся УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» приняли участие в  осенней сессии онлайн-уроков по финансовой грамотности.
    03 ноября 2023, 14:12

    19 сентября стартовала осенняя сессия онлайн-уроков по финансовой грамотности для учеников 8-11 классов и студентов колледжей.
    Стартовала осенняя сессия онлайн-уроков по финансовой грамотности.
    25 сентября 2023, 08:45

    19 сентября стартовала осенняя сессия онлайн-уроков по финансовой грамотности для учеников 8-11 классов и студентов колледжей, чтоб помочь разобраться в важных финансовых вопросах.
    Педагогическая конференция «Умение учиться – стратегия успеха».
    04 мая 2023, 14:53

    27 апреля в Лозымском филиале и УКП «РДБ» прошла традиционная педагогическая конференция «Умение учиться – стратегия успеха»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie