ГОУ РК "РЦО"
г. Сыктывкар

Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся

16 января 2023 года на административном совете ГОУ РК «РЦО» рассмотрен вопрос о состоянии работы по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся

В 2021-2022 годах в Центре проводились организационно-методическая  работа по обеспечению формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. 
В целях обеспечения комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, приказом от 27.09.2021 № 01-12/178 был утвержден план мероприятий, обеспечивающих формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в ГОУ РК «РЦО (далее – ФГ). В утвержденной Программе развития государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Республиканский центр образования» на 2022-2026 годы одним из направлений работы, обеспечивающим качество образования в Центре, также определена работа по ФГ.

Работа по ФГ ведется во всех структурных подразделениях. В планы работы  были включены соответствующие мероприятия. 
Задача по обеспечению организационно-методического сопровождения и координации деятельности структурных подразделений методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности и методической поддержки педагогов осуществляется методической службой, заместителями  директора. заведующими  структурными подразделениями.

Педагогические коллективы в 2022-2023 учебном году работают над единой методической темой: «Технологии формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обучения в госпитальной школе», «Развитие функциональной грамотности как фактор повышения качества образования и воспитания обучающихся в пенитенциарных учреждениях в условиях реализации ФГОС», в ЦДО реализуется проект «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов ЦДО как средство развития функциональной грамотности обучающихся в условиях цифровизации образования».

В целях выявления, поддержки  и распространения передового педагогического опыта по ФГ в ГОУ РК «РЦО» 17-18 мая 2022 года  проведены педагогические чтения  «Эффективные образовательные практики реализации основных общеобразовательных программ  общего образования»,  в номинации «Педагогический опыт использования в образовательном процессе практики по формированию и оценке УУД, функциональной грамотности обучающихся» был представлен передовой педагогический опыт работы О.А.Потемкиной,  учителя географии УКП «Верхний Чов» , Н.А.Цыбульской, учителя русского языка и литературы УКП «РДБ», -  О.Ю.Мазановой, учителя информатики УКП «РДБ». 

В целях совершенствования методического сопровождения, обмена опытом работы методических объединений в структурных подразделениях ГОУ РК «РЦО» по применению эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогических работников 24 марта, 12 апреля 2022 года проведен методический практикум, в ходе которого проведено 2 открытых заседания методических объединений структурных подразделений Центра по проблемам ФГ:
В декабре 2022 года проведен конкурс педагогических работников ГОУ РК «РЦО» «Воспитать человека». Положением Конкурса была также предусмотрена номинация «Формирование функциональной грамотности во внеучебной деятельности». 3 учителей, участвующие в данной номинации, признаны были победителями и призерами .
Опыт по ФГ учителем информатики УКП «РДБ» О.Ю.Мазановой был представлен и получил высокую оценку на республиканском и всероссийском и международном  уровнях.

По направлению деятельности - обучение лиц, содержащихся в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми - работа по формированию и оценке ФГ реализуется как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности. Учителя используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, применяют современные образовательные технологии, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую развивать функциональную грамотность у взрослых обучающихся. Проводится работа по повышению уровня профессиональной компетентности учителей по ФГ.  Проведен мониторинг по определению уровня   читательской, математической, естественнонаучной грамотности у учащихся 10-11 классов. По результатам мониторинга установлен базовый уровень сформированности функциональной грамотности.

В структурных подразделениях по направлению деятельности – обучение детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях Республики Коми, дистанционное обучение - сформирован процесс управления деятельностью по формированию  ФГ учащихся, организована целенаправленная методическая работа по ФГ. В планы работы методического совета, методических объединений учителей внесены мероприятия по вопросам формирования ФГ, обеспечен контроль систематичности и эффективности проведения учебных занятий по формированию ФГ в рамках урочной и внеурочной деятельности, реализуется курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», педагоги используют в работе базовые элементы формирующего оценивания,  ведется  работа по наполнению методической копилки банка заданий по всем видам ФГ, организован обмен педагогическим опытом работы.