Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В октябре 2009 года в Республике Коми создан Центр дистанционного обучения детей – инвалидов (с сентября 2018 года Центр дистанционного обучения - ЦДО), в качестве структурного подразделения государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Республиканский центр образования» (приказ Министерства образования Республики Коми № 231 от 09.10.2009 года "О создании условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" и приказ ГВ(с)ОУ "РЦО" от 09.10.2009 г. № 01-10/88а "О создании структурного подразделения ГВ(с)ОУ "РЦО" в целях создания условий для организации процесса обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий).
ЦДО создает условия, необходимые для реализации права на получение обязательного общедоступного и бесплатного общего образования, в соответствии с реализуемыми основными образовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования для детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальному учебному плану.
ЦДО может реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с потребностями и запросами участников образовательных отношений.
Основными задачами ЦДО являются:
- создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества, расширение возможностей их последующей занятости;
- обеспечение доступа детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам;
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- оказание поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Для организации процесса обучения детей-инвалидов в Центре дистанционного обучения ГОУ РК «Республиканский центр образования» разработана модель, основанная на интеграции очной формы обучения, которое осуществляет образовательное учреждение по основному месту обучения, и очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (интерактивное телевидение), которое осуществляет ЦДО.
Зачисление учащихся на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не означает исключение их из общеобразовательных учреждений по основному месту обучения, в которых они получают общее образование.
Организационно-правовая, информативная, методическая, учебная и воспитательная деятельность ЦДО отражена на сайте, расположенном по адресу http://rcoedu.ru/. Здесь расположены нормативно-правовые документы ЦДО, учебный план, расписание учащихся, новостной форум, выставки детей-инвалидов, методические рекомендации для учителей и родителей, планы работы, электронный дневник, электронный журнал учащихся. Разработан и успешно функционирует электронный журнал регистрации результатов успеваемости учащихся.
Дистанционное обучение детей-инвалидов регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием занятий.
Форма обучения - очная c применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе информационно-образовательной среды, расположенной на образовательной платформе MOODLE по адресу http://mood.rcoedu.ru/.
Учебный процесс организован по индивидуальным учебным планам, составленным с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума и согласованным с родителями (законными представителями). Специфика учебного плана заключается в определении максимального объема часов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на учебные предметы, а также интегративное использование ИКТ во всех школьных дисциплинах и их освоение в ходе использования.