ГОУ РК "РЦО"
г. Сыктывкар
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    1. Читательская грамотность.
    2. Математическая грамотность.
    3. Естественно-научная грамотность
    4. Финансовая грамотность
    5. Креативное мышление
    6. Глобальные компетенции

    Документы

    Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности


    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    Мероприятия по функциональной грамотности

    Семинар «Эффективные практики повышения уровня финансовой грамотности».
    01 февраля 2023, 16:36

    31.01.2023 для учителей Лозымского филиала и УКП «РДБ» проведен практический семинар «Эффективные практики повышения уровня финансовой грамотности».
    Семинар «Способы и процедуры оценки развития функциональной грамотности».
    25 января 2023, 15:20

    24 января в Центре дистанционного обучения с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области развития и оценки функциональной грамотности прошел семинар «Способы и процедуры оценки развития функциональной грамотности».
    Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся.
    17 января 2023, 16:41

    16 января 2023 года на административном совете ГОУ РК «РЦО» рассмотрен вопрос о состоянии работы по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся
    Cеминар «Самоанализ урока как средство повышения методического мастерства учителя».
    30 декабря 2022, 11:34

    28.12.2022 для учителей Лозымского филиала и УКП «РДБ» проведен практический семинар «Самоанализ урока как средство повышения методического мастерства учителя».
    Семинар «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности в госпитальной школе».
    30 декабря 2022, 09:28

    29 декабря 2022 года состоялся практический семинар «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности в госпитальной школе».
    Конкурс педагогических работников «Воспитать человека».
    15 декабря 2022, 18:11

    В конкурсе приняли участие 10 педагогов из УКП «РДБ», Лозымского филиала, ЦДО, УКП «Верхний Чов», «Микуньского филиала» ГОУ РК «РЦО». 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie